29.02 20:15

Как играть в соло на центральной линии (Solo Mid) в Дота 2 – гайд по игре

Обычно на центральную линию выходят герои, которым необходимо большое количество опыта и фарма в начале игры. По приоритету она занимает второе место после легкой линии, на которой фармит керри. Однако игра на центральной линии – это очень ответственный момент, так как от мидера зависит многое. Чаще всего на эту линию выбирают полукери, то есть героев, которые с самого начала игры могут противостоять врагу один на один и в будущем причинять значительный урон в командных сражениях. Поэтому для мидера приоритетными задачами являются получение опыта, фарм и сохранение своей жизни.

Конечно же, нужно стремиться к победе на своей линии. Обычно это достигается тем, что вы просто добиваете гораздо больше крипов, чем враг. Но никогда не стоит стремиться убить врага любой ценой. Лучше всего использовать ошибки противника и атаковать его только в том случае, если вы уверены, что это будет просто и без больших потерь. Рискованные убийства могут привести к ситуации, когда вы, возможно, убьете врага, но останетесь с очень низким здоровьем, и впоследствии уже не сможете удерживать линию. Вернувшийся враг тут же возьмет инициативу в свои руки и быстро компенсирует потерянное золото. Примеры известных и часто используемых мидеров – это герои: [дальше следует перечень героев].

Пожалуйста, обратите внимание, что перечень героев не указан в исходном тексте, поэтому я не смог его добавить.

Центральная линия представляет собой опасное место, где противники часто собираются в группы. Поэтому важно постоянно следить за картой и обращать внимание, если какие-то враги исчезают из поля зрения, особенно если они обладают потенциалом для нападения. 

Кроме того, герои, находящиеся на центральной линии, обычно имеют возможность совершать убийства на ранней стадии игры и получать уровни быстрее, чем их товарищи. Поэтому самое лучшее решение – всегда иметь с собой мгновенное перемещение в виде магического свитка города и быть готовым телепортироваться на любую из линий, чтобы помочь своим союзникам. Однако важно оценивать ситуацию и принимать решение о телепортации только в том случае, если это будет эффективным.

Если вы отправитесь на другую линию и ничего не достигнете, то просто потеряете огромное количество времени. В это время ваши противники на центральной линии будут спокойно фармить и увеличивать свое преимущество.

Фарм и управление линией

Для начала стоит научиться хотя бы как-то блокировать бегущих по линии крипов. Ведь если никто не блокирует крипов, то они встретятся ровно посередине на воде. Но если вы будете блокировать движение крипов, то в этом случае крипы встретятся чуть ближе к вашей башне и возможно даже на возвышенности. Это положение является идеальным по нескольким причинам.

Во-первых, вы будете стоять ближе к своей башне, и это исключит риск раннего ганга.

Во-вторых, врагу придется подойти ближе, и он будет вынужден спускаться вниз на воду, и тем самым будет постоянно терять вас из виду, и вы сможете эффективно харасить врага.

В-третьих, если враг имеет атаку дальнего боя, то, атакуя крипов на возвышенности, он будет иметь шанс промаха, и таким образом, есть вероятность, что он пропустит нескольких крипов. Блокировать движение крипов надо постоянно, а не только когда идет первая волна. Достаточно всего лишь немного отбежать назад и чуть-чуть мешать движению крипов.

Если вы будете делать это раз за разом, то сможете постоянно держать крипов около своей башни. Если один из крипов (например, дальнего боя) вырывается вперед, то не нужно паниковать. Пусть он бежит себе вперед, а вы продолжайте блокировать оставшихся трех крипов. Добежав до линии первым, крип очень быстро умрет от вражеских крипов, и в последствии ваши крипы будут умирать быстрее. Тем самым вы также сможете сдвинуть линию ближе к вашей башне и спокойно добивать крипов на возвышенности.

Управлять движением крипов можно также еще одним способом. Можно заставить вражеских крипов броситься на вас. Для этого необходимо использовать правую кнопку мыши для атаки вражеского героя. При этом даже не обязательно атаковать героя, достаточно лишь сделать замах. Самое главное находиться в диапазоне крипов (радиус 500), чтобы они, как бы, видели вас в момент атаки. При этом крипы бросятся на вас, как бы защищая своего героя, а вам необходимо лишь отбежать назад. Стоит учитывать, что крипы бегут за героем лишь в течение 1-2 секунд, а затем переключаются на другую цель (если она есть). Тем не менее этот способ очень эффективен для того, чтобы, например, поднять вражеских крипов на возвышенность или даже завести их за вашу башню. Этот способ очень выгодно использовать в тех случаях, когда враг имеет большую атаку и постоянно добивает своих крипов, мешая вам нормально фармить.

Если ситуация на линии складывается таким образом, что крипы уже встречаются около возвышенности врага, и вы никак не можете на это повлиять, то можно поступить следующим образом. Просто вы берете и быстро убиваете вражеских крипов, например, с помощью умений, и тем самым, как бы, немного пушите линию. Ваши крипы само собой быстро до добегут до вражеской башни и быстро от нее умрут, и уже следующая волна крипов встретится по середине. Плюс этого способа в том, что вам не нужно ждать прихода новой волны, и у вас появляется время, чтобы, например, сходить и забрать руну на воде. Этот способ также хорошо использовать против героев ближнего боя, так как им тяжелее добивать крипов под собственной башней, и есть вероятность, что враг пропустит парочку крипов.

Стой понимать, что если на линии стоят два героя с одинаковым типом атаки (дальняя, ближняя), то добивать крипов будет чаще тот герой, который имеет более высокую атаку. Таким образом, если вы видите, что враг вас в этом превосходит, то есть смысл использовать умения для фарма. Также использовать умения стоит в начале игры, если оставили часть денег при стартовом закупе и хотите как можно скорее принести себе артефакт bottle. В большинстве случаев беречь ману нет никакого смысла.

Самое главное не переборщить с различными аое умениями, так как в этом случае вы будете наносить урон сразу нескольким крипам, и в итоге начнете пушить линию, что в свою очередь не выгодно на начальном этапе игры. В целом использовать умения для фарма на центральной линии это правильно, так как чаще всего у вас просто не будет возможности использовать их для убийства врага. Конечно, до нуля ману спускать не стоит (вдруг ваши сапорты организуют хороший ганг), но и держать на максимальном уровне тоже не надо.

Харас и зонинг

Фарм и получение опыта, а также контроль линии, в большинстве случаев являются основными задачами. На следующем месте по приоритету обычно находится харас и зонинг. Давайте рассмотрим эти понятия более подробно. Харасом называется периодическое нападение на врага с помощью автоатак или умений. Иными словами, вы наносите урон противнику время от времени, но не стремитесь убить его. Зонинг – это процесс, когда вы с помощью атак или других способностей заставляете врага отойти назад, лишая его возможности фармить крипов или получать опыт.

Харас делится на два основных типа: пассивный и активный. Пассивный харас подразумевает использование только автоатак для нанесения урона врагу. Желательно атаковать таким образом, чтобы противник не мог ответить. Важно также учитывать атаку противника, поскольку в некоторых случаях будет выгодно вступать в перебой с ним и обмениваться атаками. Пассивный харас особенно полезен, если ваш герой атакует на дальнем расстоянии, а против вас выступает герой ближнего боя. Если ваш герой обладает атакой ближнего боя, то важно учесть положение крипов при использовании автоатаки, поскольку они могут принять на вас охоту, и такой обмен ударами уже будет не в вашу пользу.

Активный харас, соответственно, предполагает использование умений. Желательно комбинировать умения с автоатаками, особенно если ваши умения обладают способностью контролировать противника.

Любой вид хараса призван снизить запас здоровья противника до критического уровня. Если, например, враг остается на линии с половиной здоровья, то у вас появляется возможность совершить решающую атаку и убить его, а также привлечь своих союзников на линию и совершить ганг. В любом случае, если есть возможность несколько раз ударить противника на линии, это обязательно нужно делать.

Зонирование является более опасным действием, чем обычный харас. Например, если вы замечаете, что явно превосходите врага, и противник это осознает и просто держится вдали, подходя ближе только для фарма крипов, в таком случае можно встать между вражеской башней и крипами. Таким образом, противник не сможет подойти к крипам, поскольку вы преграждаете ему путь.

Основным недостатком такого маневра является то, что вам придется оказаться на большом расстоянии от башни и подвергнуть себя опасности. Естественно, герою с атакой ближнего боя будет гораздо сложнее зонировать, поскольку противник будет опасаться только ваших умений. Зонирование можно использовать иногда, даже если ваши силы примерно равны. Например, если вы видите, что двое ваших товарищей покинули линию и ищут возможность совершить ганг, можно немного подождать и стать более агрессивным, харасить врага и даже вытеснять его к своей башне. Противник заподозрит что-то нехорошее и увидит, что ваши товарищи исчезли из виду, возможно, готовясь совершить его ганг.

Таким образом, он отступит далеко назад и некоторое время не сможет фармить. Конечно, ваши товарищи могут просто уйти в лес для фарма, но вы можете использовать этот момент, чтобы запугать врага и зонировать его от крипов. Эффективный и агрессивный харас также является видом зонирования, поскольку, лишив противника возможности восстановить здоровье, вы принуждаете его отойти к башне или даже вернуться на фонтан.

Позиционирование и обзор

При обсуждении позиционирования, мы фактически имеем в виду две позиции: агрессивную и оборонительную. Агрессивная позиция подразумевает нахождение очень близко к миньонам, а иногда даже между ними и вражеской башней. Это позволяет активно атаковать и оттеснять противника. Как уже упоминалось выше, такая позиция представляет наибольший риск и не используется часто. Обычно агрессивную позицию выбирают, если вы командующий на линии и видите всех врагов на карте, то есть не ожидаете усиления в виде нападения на вас. Оборонительная позиция, с другой стороны, предполагает нахождение в основном на своей возвышенности, безопасно last hittinг (добивание последнего удара по миньону для получения очков опыта) и имея хороший обзор противника. Как правило, оба игрока стоят в оборонительной позиции, и это нормально. Оборонительная позиция также предпочтительна потому, что вы находитесь рядом со своей башней и в случае нападения ваши союзники быстро смогут подключиться.

Теперь давайте поговорим о видимости. Днем герои имеют обзор в 1800 единиц. Этого достаточно, чтобы стоя на своей возвышенности видеть, что происходит на возвышенности врага. Однако, если вы спуститесь к воде, то, естественно, потеряете обзор. Поэтому любые движения вниз к воде всегда являются очень опасными, поскольку вы не сможете вовремя заметить, когда вас обходят сзади. В ночное время обзор героев резко снижается до 800 единиц. Наивысшая опасность наступает на 4-й минуте, когда на центральной линии игра наиболее опасна, поскольку у вас еще нет нормального снаряжения и низкий уровень, и любая ваша ошибка может стоить вам жизни. Враги могут легко подступиться к вам сзади, используя туман войны, и если в этот момент, например, вы будете стоять на воде, то скорее всего не сможете своевременно отреагировать. В связи с этим, в ночное время лучше всего держаться на своей возвышенности и следить за движениями противника на других линиях. Было бы очень полезно, если ваши союзники-саппорты установят наблюдатели и, например, предоставят вам одно наблюдение, чтобы вы установили его на возвышенности противника. Таким образом, противник не будет находиться в тумане войны, и вы заранее будете видеть ситуации, когда он направляется в вашу сторону или пытается использовать свои способности.

Контроль рун

Когда речь заходит о рунах, важно понимать, что основная задача мидера – не давать врагу получить их, потому что именно они дают огромное преимущество. Например, с руной скорости (Rune of Haste) враг может атаковать вашу линию и убить союзника, а с руной двойного урона (Rune of Double Damage) – уверенно держаться на линии и препятствовать вам в фарме. Если вам не удается эффективно подбирать руны, то как минимум вы должны использовать варды, чтобы видеть, какие руны берет противник, и при необходимости сообщать об этом своим союзникам.

Кроме естественных бонусов, руны также позволяют перезаряжать артефакт “Бутылку”. Когда вы поднимаете руну и у вас в наличии бутылка, то руна сразу не используется, а помещается в бутылку. Таким образом, руну можно использовать позднее, особенно это актуально с рунами скорости, двойного урона и регенерации. Сразу после использования руны, бутылка перезаряжается, и в ней снова появляются 3 заряда. В результате контроль за рунами позволяет восстанавливать некоторое количество здоровья и маны и таким образом чаще использовать умения и спокойно стоять на линии.

Важно заметить, что контроль за рунами не должен негативно сказываться на вашей фарме. Вы не должны пропускать крипов на линии, отправляясь за руной. Обычно перед уходом за руной используются способности с площадью действия, чтобы быстро убить вражеских крипов, а затем, пока не пришла новая волна, вы идете за руной и подбираете ее. Также для сбора рун хорошо подходят способности, увеличивающие мобильность. Героям с ареальными умениями или повышенной подвижностью удается эффективно контролировать руны. Бывают ситуации, когда противник имеет преимущество в подборе рун, и, например, вы просто не можете его опередить. В этом случае, как уже упоминалось ранее, крайне важно иметь варды в районе рун, чтобы знать, какие руны именно враг подбирает.

Убийства и перемещения

Чтобы успешно убить противника в соло на центральной линии, нужно внимательно наблюдать за его ошибками. Если вы играете на одном уровне, то вероятность убить врага крайне мала, потому что он всегда будет находиться рядом с башней и сможет отступить в безопасную зону. Оптимальным вариантом будет постоянно вредить врагу (харас), и если его запас здоровья упадет до половины, а у вас есть возможность нанести оставшуюся половину урона быстро, то можно попробовать убить врага. Но перед атакой обязательно убедитесь, что враг не использует уловку. Для этого изучите карту и проверьте, не исчезли ли вражеские поддержки из поля зрения. В убийстве врага очень помогут руны, особенно руны двойного урона и скорости. Использование их вовремя значительно повышает шансы на успех. 

Перемещение между линиями не такое простое занятие, как кажется. Если ваш персонаж хорош для нападения на другую линию, то сначала учтите, что враг мог поставить варды и знает о вашем приближении. Если враг знает о вашем приближении, он займет оборону, и вы потратите много времени впустую. Не отправляйтесь гангать, если вы уже доминируете на своей линии. Пока вас нет, враг будет фармить и быстро восстановится. Хорошим сигналом для нападения на другую линию будет, если у вас есть хорошая руна, и вы видите, что можно легко убить врага на ближайшей линии. Перед нападением всегда оценивайте ситуацию, и если не уверены, что сможете убить врага или помочь в убийстве, то лучше не идти и не тратить время. Это особенно актуально в начале игры, когда каждая минута важна. 

В целом, перед любым нападением лучше предварительно отойти от своей линии, чтобы враг не увидел вас, пока будет занят вражескими крипами возле своей башни. Воспользуйтесь моментом и, например, используйте Smoke of Deceit, чтобы незаметно пройти мимо вардов и увеличить скорость передвижения. Понимайте, что времени у вас мало, и бегите к линии максимально быстро. Как только враг на середине заметит ваше отсутствие, он сразу же сообщит своим союзникам, и они начнут обороняться. Потому и надо успеть добежать до линии, пока этого не случилось. 

Также можно напасть на другую линию с помощью свитка телепортации. Сначала быстро убейте вражеских крипов на своей линии, а затем используйте свиток к башне на соседней линии, но так, чтобы враги не заметили вашего телепорта. Не обязательно обходить противников, можно атаковать их напрямую, но если есть возможность подойти сбоку или со спины, то это будет еще лучше. Если враги стоят рядом с башней, то можно телепортироваться к предыдущей башне и также незаметно проникнуть в спину врага. Важно помнить, что в ночное время происходит много нападений, и можно использовать ограниченный обзор, чтобы более успешно атаковать вражеские линии. Не обязательно запираться в обороне и бояться каждого шороха.

Заключение

В заключение следует отметить, что для игры на центральной линии требуются далеко не все герои. При этом, возникают ситуации, когда кажется, что вы выбрали хорошего мидера, но ваш противник оказывается настолько сильным, что вы не можете подойти к крипам. В таком случае рекомендуется некоторое время оставаться на линии, получая опыт и, возможно, немного фарма. Однако, долгое нахождение на линии бесполезно, так как враг начнет вас зонировать и вы не сможете получать ничего. В такой ситуации лучше подождать момента, когда у вас будут хотя бы какие-то умения, и отправиться гангать по разным линиям, чтобы компенсировать недостаток фарма на центральной линии.

Если ситуация на линии складывается в вашу пользу, то лучше не уходить с нее и просто давить врага, вынуждая его уйти. При этом не забывайте сообщать своим союзникам о каждом уходе врага, чтобы они были готовы к появлению мидера и могли играть более осторожно.

Как правило, известные герои для центральной линии могут играть нормально и на других линиях. Если вы видите, что на вашей линии вам ничего не светит, то не стоит затягивать невыгодную ситуацию. Сразу принимайте кардинальные меры и ищите возможности для фарма. Например, вам может помочь саппорт или вы можете сделать ротацию линий, выставив против врага другого героя и уйти на более безопасную линию. В любом случае, как бы сложная ни была ситуация, не нужно отдаваться врагу, а следует сообщить своей команде, что вражеский мидер сильнее и что-то нужно с этим делать.

На более позднем этапе игры, вы уже не сможете стоять на центральной линии, так как начнут падать башни и ваша команда будет действовать более слажено. Задачи для мидера на этом этапе игры не обобщены и зависят от выбранного вами героя.

И последнее, при игре на центральной линии необходимо максимально и часто следить за картой, так как центральная линия часто становится местом для ранних гангов. Если вы упустили передвижения вражеских саппортов, не стоит винить в этом своих союзников. Вы могли легко предугадать, что отсутствие каких-то героев на линии скорее всего связано с их направлением к вам. Игра на центральной линии требует большой ответственности, поэтому играющему на этой позиции необходимо быть максимально сосредоточенным и не давать волю эмоциям.