29.02 20:19

Как играть за Сапорта в Дота 2 – подробный гайд

Игра ролью саппорта является одной из самых увлекательных и сложных. Она отличается тем, что саппорт не ограничивается работой только на одной линии, оказывая влияние на все направления и помогая всем своим союзникам. При этом саппорт часто жертвует собственным фармом и играет с минимальным набором предметов. Все это делается с целью создания наиболее благоприятных условий для союзников с самых первых минут игры и предоставления им преимущества, благодаря которому они могут безмятежно доминировать весь матч. Роль саппорта полна множества тонкостей, поэтому мы решили посвятить этой роли большую статью, которая будет разделена на несколько частей. Каждая из них будет рассказывать об особенностях игры саппорта на конкретной линии.

Легкая защитная линия (Defensive Trilane)

Под защитной линией мы будем понимать легкую линию, где стоят 3 героя против одного врага, хардлайнера. Легкая линия является нижней для команды света и верхней для команды тьмы. Обычно на этой линии стоит керри-герой и его саппорт, а второй саппорт находится рядом, делает отводы или фармит в лесу. Построение линии с двумя саппортами является наиболее распространенным, поэтому рассмотрим, что должны делать саппорты в такой ситуации. Ситуации, где на линии стоит не один враг, а два или три, рассмотрим позже.

 

Прежде всего, определим понятия. Как уже упоминалось выше, на линии находятся два саппорта, которые выполняют разные задачи и имеют разный стиль игры. Первый саппорт, который остается на линии, называется “нянькой” (hard support на английском). Он проводит большую часть времени на линии и помогает керри-герою хорошо фармить и замедляет вражеского хардлайнера, харасит его и зонирует. Второй саппорт, известный как полусаппорт, фармит лес или передвигается по карте, также постоянно организует ганги на линию из леса. Основные задачи для обоих саппортов заключаются в следующем:

 

  1. Обеспечение максимально комфортного и удобного фарма для керри. Это достигается посредством хараса врага и зонирования его от области встречи крипов. Отводы также могут помочь. Керри должен добивать всех крипов на линии и минимально отвлекаться на что-то другое.

 

  1. Максимальное мешание вражескому герою в фарме и получении опыта. Это достигается через харас, зонирование и отводы.

 

  1. Попытка получить опыт и золото с помощью отводов, гангов и эффективного передвижения между линиями.

 

Теперь рассмотрим игру за каждого саппорта более подробно: “няньку” и полусаппорта.

 

Hard Support (нянька)

Естественно, далеко не каждый игрок сможет успешно играть в роли саппорта на линии. Важно, чтобы саппорт обладал навыками дальнего боя, чтобы постоянно обстреливать врага с помощью обычных атак. Кроме того, саппорт должен иметь особые умения, благодаря которым он сможет дополнительно наносить урон противнику, и желательно, чтобы эти умения можно было применять максимально часто.

 

Кроме перечисленного, саппорт должен обладать какими-то способностями, способными спасти керри на линии. Например, у него могут быть умения контроля или защиты. Умения контроля особенно важны, поскольку они помогают начать бой и дают керри герою возможность получить золото за убийство. Наконец, но не менее важно, саппорт не должен зависеть от фарма или опыта. Следует понимать, что данная роль имеет самый низкий приоритет, и саппорт на линии получает меньше всего фарма. Вероятнее всего, к концу игры в инвентаре у саппорта будут лишь несколько предметов, а не полный набор артефактов.

 

В качестве примеров хороших саппортов для линии можно привести следующих героев:

 

– Как уже упоминалось, саппорт в первую очередь заботится о комфорте своего керри, а и только потом о себе. Он даже при стартовом закупе приобретает командные предметы, такие как Observer Ward и Smoke of Deceit.

 

Позиционирование

Задачи, которые стоят перед саппортами на линии, можно разделить следующим образом:

 

  1. Обеспечение комфортного фарма керри. Необходимо активно помогать своему керри герою получать золото и опыт. Также важно уметь харасить врага и зонировать его от зоны фарма.

 

  1. Контроль линии через добивание своих крипов. Уничтожение своих крипов помогает сохранять преимущество и контролировать линию.

 

  1. Наказание врага за серьезные ошибки. Если враг допускает ошибку или подставляется, необходимо пытаться инициировать бой и наказывать его за это.

 

  1. Помощь полукери в лесу или участие в гангах. В свободное время саппорт должен быть готов помочь полукери в лесу или принять участие в гангах, чтобы помочь другим линиям.

 

В плане позиционирования, саппорт может занимать разные позиции на линии:

 

  1. Первая позиция – оборонительная. Саппорт стоит рядом со своим керри героем и добивает своих крипов.

 

  1. Вторая позиция – зонирование врага. Саппорт стоит между крипами и вражеской башней, не давая врагу возможности получать опыт. Подобное положение возможно при хорошей доминации над врагом.

 

  1. Третья позиция – помощь в лесу или на других линиях. Саппорт может находиться в лесу или переходить на другую линию для гангов. Однако, для этого керри должен быть достаточно сильным, чтобы самостоятельно справляться на линии.

 

Важно не уходить слишком далеко от линии, если нет уверенности. Вражеский хардлайнер, например, может сыграть пассивно, но начать агрессивную игру в отсутствие саппорта, с которой керри не справится. Но не следует оставаться на линии, ибо саппорт забирает часть опыта у керри. В лесу у саппортов есть возможность фармить с другим саппортом. Если керри уже справляется без вашей помощи, можно направиться помогать другим линиям и получить выгоду от гангов.

 

Управление линией

На линии саппорта важно активно доминировать над противником, если он находится в поле зрения. Но необходимо учитывать его силу и возможность ответной атаки. Если противник уже под контролем или редко приближается к нашим крипам, лучше сосредоточиться на их устранении сразу, как только их здоровье упадет до 50%. 

 

Такой подход позволит нам хорошо контролировать линию и не допускать противнику наносить значительный урон нашим строениям. Возможно, саппорт на линии может делать отводы совместно с полу-саппортом. В таком случае нам удастся достичь того, чтобы наши крипы вообще не доходили до линии, и наш керри сможет спокойно фармить крипов под защитой башни. Хотя это не самый удобный подход, его освоить не слишком сложно. Главное, чтобы противник не получал фарма, и нашего керри он напасть не смог, так как керри будет находиться под защитой башни. Если мы принимаем такую стратегию, то лучше всего предоставить нашему керри соответствующие предметы для восстановления здоровья, так как он все равно будет получать урон от крипов, и важно, чтобы его запас здоровья всегда был на максимальном уровне.

 

Если керри остается один на один с крипами, то он может не только бегать вокруг башни, избегая атак, но и отводить их далеко от башни, где он спокойно сможет убивать их, не боясь помешать кому-либо из противников.

 

Если мы играем за темную сторону и стоим на верхней линии, обязательно следим за лагерем больших крипов врага, так как противник может использовать его для отвода. В идеале, мы сами должны делать отводы с помощью этих нейтральных крипов, так как они очень выгодны по опыту и золоту.

 

Харас и зонинг

В первую очередь важно уделить внимание тому, что для эффективного преследования противника на линии следует использовать героев с дальнобойной атакой, при этом желательно, чтобы эта атака была сильной и проходила быстро. Если ваш саппорт имеет ближнюю атаку, то скорее всего невозможно будет преследовать противника с помощью автоатак, так как он просто убежит от вас. Тем не менее, даже для ближней атаки можно использовать некоторые способности для преследования (например, способность “Положение героя” у Nyx Assassin).

 

Если противник на линии имеет ближнюю атаку, то нужно использовать автоатаку таким образом, чтобы он не мог воспользоваться тем же приемом. При этом следует делать это постоянно, заставляя противника тратить свои ресурсы на восстановление здоровья. Если же противник имеет дальнобойную атаку, то сначала нужно определить, кто будет выигрывать в перестрелке. Если ваша атака сильнее и у вас есть возможность преследования, то стоит атаковать противника даже в случае его ответной атаки. Если же атака противника сильнее и он всегда отвечает на ваши атаки, то не стоит сильно рисковать и лучше попробовать атаковать противника неожиданно из леса. В любом случае, противник не будет отвечать на вас каждый раз, так как ваше появление из леса может означать начало ганга, и он будет отступать, пока не убедится, что вы одни. Также можно атаковать противника, например, в то время, когда он подходит к крипам и пытается их убить. В этом случае он просто не успеет вам ответить, так как его атака будет направлена на крипов.

 

Если у вас получается эффективно преследовать противника и при этом хорошо контролировать движение крипов, то они будут находиться рядом с вашей башней. В этом случае можно начать активно ограничивать противника, не позволяя ему подходить близко к крипам и получать опыт. Пропустив несколько волн крипов таким образом, вражеский герой будет вынужден принять какое-то решение и, возможно, временно уйдет с линии. Важно не зевать в этот момент и предупредить своих союзников, особенно игрока на центральной линии, так как вероятно, хардлайнер отправится именно туда.

 

Если для преследования вы используете способности, то обязательно сохраняйте ману для умений контроля, так как они могут пригодиться для спасения своего керри на линии или для нападения на противника. Иными словами, не стоит расходовать всю ману в первые минуты игры. Держите небольшой запас, чтобы быть готовым убить противника.

 

Столь же важно следить за тем, чтобы в момент атаки в радиусе 500 от вас не находились вражеские крипы. Не допускайте ситуаций, когда крипы атакуют вас, так как это может нарушить положение на линии, и придется тратить время, чтобы вернуть все на свои места. Беготня вражеских крипов также может помешать вашему керри выполнять ферм в линии.

 

Важно иметь в виду эти основные моменты и применять их в практике для эффективного хараса врага на линии. Они помогут вам контролировать линию и накапливать преимущество в ранней фазе игры.

Убийства врага

Если вы активно преследуете противника и устраняете его каждый раз, то убить его самостоятельно будет затруднительно, поскольку он будет держаться на безопасном расстоянии. Само собой разумеется, это не означает, что вам не следует атаковать противника, скорее наоборот. Важно понимать, что вероятно перед вами будет толстокожий противник или кто-то со способностями к побегу, то есть убить его будет сложно, даже если он находится близко. Также важно правильно оценить потенциал ваших союзников. Иногда бывают ситуации, когда ваша команда обладает множеством способностей контроля и замечательным комбо, но вероятно противник это тоже знает и будет играть более осторожно. Если же вероятность убить вашу команду невелика, то именно нападение и создание зоны контроля будет лучшим решением. Другими словами, не стоит стремиться к убийствам, если шансы на это слишком малы. Необходимо помнить о том, что каждая попытка убить врага отвлечет вашего лидера от фарма и, возможно, приведет к пропуску крипов. Если, например, вы нападаете безраздумно, то лидер вполне может игнорировать вас, поскольку он видит, что в этом нет смысла, а вы при этом даже можете погибнуть. При этом, естественно, не стоит винить лидера, что он вам не помог, в этом виноваты только вы сами, так как не оценили свои силы и силу противника.

 

Если же ваша команда обладает большим потенциалом и противник играет небрежно, то, разумеется, стоит воспользоваться такой возможностью. Желательно заранее установить варды, чтобы видеть передвижения противника, а также проверить вашу джунгли на наличие вражеских вардов, поскольку при наличии вардов противник заранее увидит приближение опасности и будет отступать. Опять же, хочу повторить, что на ранних этапах можно рассчитывать только на несколько убийств, после чего противник будет очень осторожен. Эти убийства не принесут слишком много золота. Главное – не допустить, чтобы противник находился в радиусе опыта и в особенности не давать ему фармить золото. Эта задача является более приоритетной, чем убийство.

 

Полу-саппорт

Полусаппорт представляет собой героя, который стартует игру в качестве основного саппорта, однако, в отличие от типичного полагания, он не привязан исключительно к керри-герою. Полусаппорт имеет возможность получать фарм в ближайшем лесу, что добавляет дополнительные преимущества его игровому процессу. Он может выполнять роль любого саппорта, однако наилучшим вариантом будет выбор героя, способного приносить пользу в будущем. 

На примере полусаппорта можно рассмотреть героя, обладающего потенциалом для гангов. То есть такого, который активно передвигается по всей карте и помогает другим линиям. Кроме того, под полусаппорта отлично подходят герои, способные хорошо фармить, не только путем уступок на линии, но и самостоятельно в лесу. Роль полусаппорта предоставляет гораздо больше свободы действий по сравнению с обычным саппортом на линии, что требует правильного понимания возможностей и выбора оптимальных решений в конкретных ситуациях.

Приоритеты и позиционирование:

Давайте начнем с основных задач полусаппорта.

 

Первая задача – помощь саппортам на линии в защите керри. Если такая необходимость возникает, ваша задача помочь отбросить врага назад и не давать ему возможности фармить или мешать фарму вашего керри.

 

Вторая задача – помощь союзнику на центральной линии. Обычно это выполняется героями с хорошим потенциалом для ганга при использовании Smoke of Deceit. Если вы понимаете, что вашего присутствия будет недостаточно для убийства врага, вы можете временно привлечь саппорта с другой линии и оставить керри одного. При условии, что он сможет выжить хотя бы некоторое время без вашей помощи.

 

Третья задача – помощь всем остальным союзникам на карте. Обычно это делается с помощью телепортации по городскому скроллу. Если вы видите опасную ситуацию на одной из линий, вам нужно быстро телепортироваться туда и максимально помочь вашему союзнику.

 

Четвертая задача – получение фарма за счет фарма нейтральных монстров или леса. Эта задача не применима ко всем героям, но большинство полусаппортов способны к этому. В то же время, важно активно использовать Observer Ward во время передвижения по карте и уничтожать вражеские Observer Ward.

 

У полусаппорта нет конкретного места для позиционирования, так как большую часть времени герой проводит в перемещениях между линиями. Тем не менее, чаще всего в начале игры полусаппорт находится рядом с легкой линией и фармит, используя фарм нейтральных монстров или лес. Главное – следить за картой и быстро оказываться там, где нужна помощь.

Харас и зонинг:

Необходимо помнить, что полусапорт выходит на линию только в том случае, если основной сапорт не может справиться с задачей защиты керри. На линии полусапорт должен стремиться не только нанести ущерб врагу, но и попытаться убить его. Если убить противника не удается, то скорее всего он потеряет здоровье и будет вынужден отступить к своей башне. Однако, в других ситуациях полусапорту необходимо оставаться на линии. Он может принести больше пользы, совершив несколько хороших отводов и изменяя положение крипов на линии. Таким образом, даже не видя врага, полусапорт может создать зону, в которой противник не решится отойти от своей башни и не будет получать опыт.

Перемещения с целью убийства:

 

Перед тем, как отправиться в бой, важно оценить силы врага и возможности своего героя. Безопаснее иметь уверенность в своей способности убить противника, чем бесцельно странствовать по карте. Если есть возможность уничтожить противника на линии, необходимо использовать эту возможность. Например, на легкой линии находится керри Faceless Void, а на сложной – Dark Seer, в то время как противник-мидер – Shadow Fiend. В данной ситуации бессмысленно преследовать Dark Seer и тратить на него время. Даже если ему заблокировать фарм, с помощью Ion Shell он все равно продолжит получать опыт. Однако убить Shadow Fiend на центральной линии будет вполне реально. 

 

Кроме того, уничтожение врага, особенно на ранней стадии игры, принесет большую выгоду вам и вашему союзнику на центральной линии. Например, можно предупредить своего союзника заранее и, используя Smoke of Deceit, незаметно подойти к врагу и попытаться его убить. 

 

Если у вас и вашего союзника на центре нет адекватных контрольных способностей, то можно привлечь второго саппорта с линии. В таком случае у врага будет крайне сложно выжить, особенно если он слишком поздно заметит ваше приближение. Также стоит использовать ночное время, когда обзор у противника значительно снижается, и его реакция будет замедленной. При нападении на центральную линию всегда лучше использовать Smoke of Deceit, так как на ранней стадии игры варды, как правило, ставятся на реке возле рун, и противник может заметить вас заранее и отступить к башне. 

 

В любом случае, в первую очередь стоит обратить внимание на легкую линию и возможность убить врага именно там. Даже если не удастся убить противника, вы продолжите фармить и заставите его отступить, потратив немного времени. 

 

Обязательно имейте в инвентаре Town Portal Scroll, чтобы при необходимости телепортироваться на другую линию. Иногда только начало использования телепорта может напугать противника и заставить его отказаться от преследования вашего союзника до самой башни. Даже если вы прибудете поздно и не сможете спасти союзников, вы все равно можете остаться на линии и защищать башню некоторое время. Ваше присутствие также может быть полезным, если ваши союзники только что убили врагов и хотят быстро разрушить башню. Главное – всегда оценивайте свои силы перед каждым движением или телепортом и не тратите время впустую.

Легкая линия (3 против 2 или 3 против 3)

Как было упомянуто ранее, игра против 2 или 3 врагов на линии существенно отличается от игры против одного хардлайнера. Давайте подробнее обсудим этот вопрос.

 

В первую очередь рассмотрим ситуацию с двумя врагами. В таком случае саппорт, который играет на линии в одиночку, не сможет противостоять двум врагам и ему необходима будет помощь полусаппорта. Полусаппорт, в свою очередь, не может самостоятельно делать отводы, так как к нему постоянно будет заходить вражеский саппорт и керри.

 

Следовательно, саппорт и полусаппорт должны действовать сообща, исполняя одни и те же действия. Разделяться в данном случае будет не выгодно. Вам всегда следует стремиться доминировать над врагом, учитывая свое численное преимущество. В большинстве случаев два врага играют гораздо смелее, чем один, и один из них, скорее всего, будет саппортом. Таким образом, у вас всегда будет возможность организовать атаку на врага и быстро убить противника с наименьшим запасом здоровья.

 

Крайне важно сконцентрировать свои усилия именно на одном противнике, и чтобы вам в этом обязательно помогал керри. Обычно убить вражеского саппорта не сложно. Главное – подждать правильный момент и воспользоваться вражеской ошибкой, которых начинающие игроки допускают достаточно много. Конечно же, желательно, чтобы саппорты убивали врага и выполняли все действия, не затрагивая керри, чтобы он мог спокойно фармить, но такие ситуации случаются нечасто.

 

Если оба противника на линии очень выносливы и их сложно убить, то в этом случае лучше сконцентрироваться на том, чтобы керри получал максимальный фарм и начать делать отводы. Очень важно в такой ситуации грамотно управлять линией, чтобы крипы встречались ближе к вашей башне и враг постоянно рисковал, уходя далеко от своей башни.

 

Ситуация, когда вам приходится сразу противостоять трём врагам, в целом очень похожа на ситуацию, когда вы стоите на сложной линии с тройным составом противника, о чем мы более подробно поговорим чуть ниже. Самое главное, что нужно помнить – в отличие от врага, на легкой линии у вас есть возможность делать отводы в своём лесу, и это будет постоянно создавать проблемы для врага, так как крипы будут встречаться ближе к вашей башне, и таким образом ваш керри будет находиться в более выгодном положении.

 

Большую часть времени оба саппорта должны находиться на линии, действовать сообща и максимально помогать своему керри. Необходимо понимать, что в такой ситуации враг будет действовать очень агрессивно и постоянно искать возможности для убийства. В связи с этим максимально внимательно следите за керри и не подвергайте его опасности. Даже когда вы делаете отводы, нужно смотреть, можно ли это сделать сейчас или всё же лучше оставаться на линии и не допускать гибели союзника.

 

Как правило, на сложной линии (со стороны врага) применяется очень агрессивная тройка с высоким потенциалом для убийств, и большую часть времени вам следует играть оборонительно. Ваша задача просто выдержать на линии без гибелей и попытаться помешать фарму врага. Даже несколько отводов уже создадут разницу в фарме. Не стоит гнаться за убийствами. В данном случае размеренная и расчетливая игра будет гораздо выгоднее.

Сложная линия (Hard lane)

Сверхъестественный процесс, который получил название сложной линии, известен как граница между светом и тьмой. Как правило, на сложную линию выставляют триплу, чтобы сразиться с вражеской триплой, то есть происходит противостояние трех на трех. Бывают случаи, когда вам приходится играть против 1 или 2 игроков на сложной линии, но такие ситуации встречаются реже и мы рассмотрим их отдельно.

 

Важные приоритеты и тактическое позиционирование:

Основные задачи для сапортов выглядят следующим образом:

– Постарайтесь зонировать врагов, оттолкнув противников назад и не позволяя им добивать миньонов на линии или получать опыт. Это можно достичь с помощью хорошего добивания собственных миньонов и сдвига места встречи миньонов ближе к своей башне.

– Если у вас очень сильная и агрессивная трипла (что часто бывает), постоянно ищите возможности для атаки и попытайтесь убить врага.

– Уничтожайте вражеские варды и устанавливайте свои. Препятствуйте врагу делать отводы нейтральных миньонов. Например, можно блокировать лагеря нейтральных монстров с помощью вардов.

– Контролируйте руны и помогайте другим линиям.

 

На сложной линии оба сапорта должны действовать максимально слаженно и при этом играть очень осторожно. Проблема в том, что если три врага сфокусируются на одном из сапортов, он быстро погибнет. Поэтому при позиционировании выбирайте место, где можно стоять за миньонами, но при этом быть рядом со своими союзниками и иметь возможность мгновенно вступить в бой и помочь убить врага. Не стоит ходить где-то в одиночку, особенно если вы не видите определенную часть карты, то есть у вас не установлены там варды. Вообще, на сложной линии особо не ходите, но начинающие игроки даже на линии иногда неумело разьединены. Такие ситуации не допускайте.

 

Фарм и управление линией:

Фарм на сложной линии не является главным приоритетом для саппортов. Однако, вам необходимо сделать все возможное, чтобы ваш керри получил максимальное количество крипов с линии, и при этом помешать врагу делать то же самое. В такой ситуации наилучшее, что могут сделать саппорты – это хорошо добивать своих крипов. При этом желательно начать добивать своих крипов как можно раньше, когда их запас здоровья опустится ниже 50%. Таким образом, вы будете одновременно мешать вражескому керри фармить и постепенно сместите место встречи крипов ближе к своей башне.

 

Если вы играете за сторону света, то не стоит забывать о том, что вы можете отводить нейтральных монстров из большого лагеря. Для этого достаточно сломать 1-2 дерева, чтобы нейтралам было возможно напрямую выйти на линию. Это очень полезно, особенно если враги играют защиту и начинают делать отводы через маленький лагерь нейтралов. К сожалению, за темную сторону такая возможность отсутствует, поэтому вам нужно научиться максимально часто добивать своих крипов.

 

Если вы видите, что вражеские саппорты ушли делать отвод через маленький лагерь нейтралов, то обязательно нужно идти с вторым саппортом помешать им. Главная задача в этом случае – не позволить врагам сделать двойной отвод. Для этого можно либо привлечь внимание вражеских крипов еще в первом лагере, либо вызвать нейтралов из следующего лагеря раньше врагов, чтобы они не направились к вражеским крипам.

 

В любом случае, ваше присутствие во вражеском лесу принесет вам хотя бы небольшой опыт. При этом обязательно следите за тем, что делает вражеский керри на линии, и если он движется в вашу сторону, лучше отступить или попросить помощи у союзного керри и попытаться убить его. Вам необходимо избегать ситуации, когда у врага есть численное преимущество. Мешать врагу делать отводы также важно, потому что если вы помешаете двойной отвод, то через некоторое время на линии будет больше вражеских крипов, и они начнут продвигать вашу линию, что будет очень полезно для вас.

 

Харас и зонинг:

Харассмент может показаться легкой задачей для кого-то, однако на самом деле это не так просто, особенно когда вы играете против трех противников. Главное, что вам следует помнить, это воздерживаться от атаки вражеских героев, если в радиусе 500 от вас находятся вражеские крипы. Постоянное провоцирование агрессии крипов может серьезно нарушить баланс на линии и негативно сказаться на фарме вашего керри, а в долгосрочной перспективе вызвать целый ряд сложностей.

 

Использование обычных автоатак против врагов с ближним типом атаки в тот момент, когда они приближаются к крипам, является хорошей тактикой. В целом, наиболее простым способом харассировать противника является использование способностей, если, конечно, таковые имеются. Все же не стоит слишком увлекаться харассментом врага, особенно когда вы противостоите троим врагам, так как это может быть очень опасно. Если, конечно, у вас будет возможность сделать пару атак по врагу в хорошей ситуации, то, естественно, это следует сделать, но ставить харассмент в качестве главной цели не стоит.

 

Зонирование противника от крипов является, пожалуй, самой сложной задачей. Фактически, вам необходимо сразу отпугнуть троих врагов, которые в любой момент могут сконцентрироваться на одном из саппортов. Тем не менее, как правило, на сложную линию отправляется очень агрессивная тройка, которая может добиться такого результата. Если у вас нет возможности загнать врага под собственную башню, то вы, вероятно, неправильно подобрали состав команды, а смысла в пассивной тройке на сложной линии будет мало. Чтобы начать, лучше всего активно добивать крипов и постепенно приближаться к противнику, то есть не давать врагу возможности безнаказанно подходить к крипам и убивать их. Рано или поздно противникам придется сделать выбор: либо отступить, либо оставаться на линии и довольствоваться слабым фармом.

Убийства:

Стремление убить противника не всегда является первоочередной задачей для саппортов на сложной линии, однако часто такое триплами собирается, чтобы иметь максимальный потенциал для раннего убийства врага. Естественно, победить на линии можно и без лишней крови, добивая врагов, увеличивая разрыв в фарме между вашим керри и противническим и зонируя врага. Тем не менее, если есть возможность получить дополнительное золото и опыт за убийство, то, конечно же, это следует использовать. Главное – не усердствовать и не рисковать слишком сильно.

 

Умирать на сложной линии категорически недопустимо. Даже когда начинается бой, главная задача – не уничтожить всех врагов, а хотя бы одного, не потеряв ни одного союзника. Лучше всего атаковать в те моменты, когда противник совершает ошибки или слишком близко подходит к крипам. Также хорошо атаковать, когда один из противников отходит от основного состава и находится в открытой позиции. В любом случае необходимо скоординировать свои действия заранее и нападать слаженно. Лучше всего выбирать цель с наименьшим запасом здоровья и без возможности для побега.

 

Главная цель – уничтожить врага как можно быстрее, чтобы остальные противники не смогли ничего сделать. Конечно, отлично, если вам удастся уничтожить их керри, но чаще всего это невозможно, так как противнические саппорты часто слабее и их можно убить быстрее. Если ваши союзники обладают некоторым контролем, лучше договориться заранее, в какой последовательности его использовать, чтобы иметь максимальное время контроля над одной целью, а не растрачивать все сразу. Во время боя важно внимательно следить за всеми противниками и не допускать гибели керри. Если, например, вы убили одного противника, но потеряли своего керри, это очень невыгодный обмен.

 

Стремитесь лишь убить одного врага, при этом постарайтесь потерять как можно меньше здоровья. Пока противник отсутствует на линии, у вас будет численное преимущество, благодаря которому можно спокойно зонировать врага и предоставить возможность союзному керри безопасно фармить. Еще раз повторюсь, не стоит рисковать. Противник также способен очень быстро убить вас, сосредотачиваясь на одном герое. Лучше просто ждать подходящего момента для атаки и с полной уверенностью уничтожать противника.

Сложная линия (3 против 2 или 3 против 1):

Имея опыт в профессии писателя, мой подход к переделке текста будет заключаться в сохранении основного смысла и уникальности, но с использованием собственного стиля и фраз. Ниже приведен переделанный текст с сохранением основной идеи:

 

В случае, когда мы стоим против трех врагов на сложной игровой линии, ситуация напоминает классическую оппозицию 3 на 3. Однако, существует небольшое отличие. Так как врагов всего двое, они получают больше опыта и уровней в короткие сроки. Если мы играем пассивно в такой ситуации, мы рискуем проиграть линию в итоге. В худшем случае может присоединиться еще один саппорт к врагам, но двое уже будут иметь более высокий уровень. Поэтому с самого начала игры нам необходимо проявлять агрессию, делая ставку на зонинг и убийство врага. У нас есть численное преимущество, и его нужно использовать. Если противниками на линии являются обычный керри и саппорт, мы должны максимально помешать противнику фармить и не дать ему ни на секунду уединиться.

 

Также может возникнуть ситуация, когда враг на легкой линии выбирает выносливого хардлайнера и сопровождает его стойким саппортом. В таком случае наши попытки атаковать врага могут быть не особо успешными, а попытки убить его могут привести к тому, что наш керри начнет пропускать большое количество крипов, и в конечном итоге мы проиграем линию. Если мы видим такую ситуацию, самым правильным решением будет отправить одного из саппортов на другую линию или в ганг, не оставляя его простаивать и не забирая на себя часть опыта. В редких случаях мы даже можем оставить керри в одиночку, если он способен фармить против двух врагов.

 

В ситуации, когда нам противостоит всего один противник на сложной линии, все будет происходить несколько иначе. Несмотря на наше численное преимущество, мы все равно должны стоять на линии, так как не имеем возможности фармить в лесу. Единственным исключением может быть случай, когда мы сдаваем большие крипы на стороне света. Обычно, если враг оставляет на легкой линии только одного героя, значит этот герой способен стоять и фармить соло. В то же время, на другой линии, где наши враги численно преобладают, возможно, что они не дадут нашему союзнику фармить нормально. Если мы видим, что ситуация складывается именно так, лучше сразу отправить одного саппорта на помощь.

 

Как только мы убедимся, что на сложной линии нашему союзнику удастся стоять соло, мы можем освободить второго саппорта. Таким образом, наша задача – дать небольшое преимущество герою на сложной линии, чтобы он мог позднее доминировать в одиночку, а затем перейти помогать линии, где стоит вражеская тройка. Ротация линий, на самом деле, не займет много времени, если мы применим телепорт. Другими словами, мы не должны строго стоять там, куда отправились в начале игры. Оценивайте ситуацию правильно и идите туда, где действительно нужна помощь саппорта, а не туда, где мы будем обузой.

 

Линия с одним союзником (Dual lane)

На любой линии, будь то легкая, сложная или центральная, стоять с одним союзником можно. При этом, против вас могут быть от одного до трех врагов, и именно количество врагов будет в основном определять ваш стиль игры на линии. Конечно же, на линии должны стоять один керри и один саппорт.

 

В случае, когда у вас есть только один союзник на линии, ваша роль будет заключаться в основном в выполнении роли саппорта-няньки. То есть, вам придется провести на линии большую часть времени, чтобы помогать своему союзнику и обеспечивать ему максимально хороший фарм. Играть на легкой линии будет намного проще, так как у вас будет возможность иногда отводиться и контролировать линию. Следует быть очень осторожным при отводах, особенно когда на линии стоят 2-3 врага, потому что вы оставите своего союзника в одиночку.

 

Наилучшим решением будет предупреждать об отводе заранее, чтобы ваш керри начал играть более оборонительно и избегал рисков. Если вашему союзнику на линии трудно из-за присутствия врагов, лучше оставаться на линии и максимально помогать ему. Если же ваш керри отлично справляется с фармом и уничтожает всех крипов, то лучше оставить его на линии в одиночку и, например, заняться отводами или помощью другим союзникам.

 

Ваша позиция на линии будет зависеть от количества противников. Если против вас только один враг (чаще всего на центре или легкой линии), то лучше всего занимать активную позицию и зонировать врага, чтобы не дать ему получать опыт. В основном, вы будете делать то же самое, что и в случае с триплой, только без поддержки второго саппорта. Если же на линии 2 или 3 врага, то ваша позиция будет оборонительной, стоять рядом со своим союзником и добивать крипов. Если крипы находятся далеко от вашей башни и вы стоите на легкой линии, иногда стоит делать отводы, чтобы крипы сражались у вашей башни, что будет более выгодно для вашего керри.

 

В целом, игра с одним союзником может быть сравнима с игрой в трипле, но вам необходимо действовать более осторожно, так как у вас нет численного преимущества. В низкорейтинговых матчах строить линию с одним саппортом часто является популярным выбором, но на более высоком уровне такие случаи встречаются реже и, как правило, возникают из-за необходимости, а не заранее продуманного плана.

 

Середина и конец игры

В середине и конце игры приоритеты и задачи сапортов изменяются, аналогично и других героев. Перед всем необходимо обратить внимание на использование вардов (observer ward), активно воспользоваться этим предметом и контролировать ситуацию на карте, обеспечив хороший обзор. При этом целью должно быть лишение врага видимости, то есть уничтожение их вардов. Также необходимо следить за союзниками, особенно керри, и стремиться сохранить их жизнь даже за счет собственной. 

 

При разговоре о вардах важно понимать, что не следует просто бегать по карте и случайно ставить варды. Установка вардов происходит в рамках выполнения других задач. Например, если вы направляетесь вместе со своими союзниками во вражеский лес для ганга, можно поставить 1-2 варда и видеть, когда враг уходит в лес для фарма. Иными словами, размещение вардов не является единственным заданием сапорта. Также важно понимать, что на варды должно быть достаточно денег. Если в вашем инвентаре есть только сапоги, то лучше отложить покупку вардов и немного заботиться о собственной выживаемости. Нет ничего плохого, если, например, керри или хардлайнер уже купили варды. 

 

Самое главное – своевременно сообщать союзникам, что у вас нет достаточного количества золота и вы пока не можете позволить себе варды. Однако, естественно, нужно стремиться иметь деньги. Золото можно получить, помогая убивать врагов или фармя леса. Если вы постоянно активны и участвуете в жизни команды, то деньги на расходники всегда будут у вас. Помимо установки собственных вардов, также необходимо уничтожать вражеские, используя sentry ward. Устанавливайте сентри в ключевых точках карты, где обе команды обычно ставят варды. 

 

Если в команде противника есть герои с невидимостью или ваша команда справляется хорошо, то можно даже купить gem of true sight. Это позволит быстро уничтожать вражеские варды, даже если они установлены в необычных местах. Главное при этом – не бегать в одиночку, чтобы не потерять этот ценный артефакт. Контроль карты с помощью вардов является одним из ключевых моментов, поэтому этому аспекту следует уделить особое внимание. Хорошо размещенный вард в нужном месте иногда может сыграть более значимую роль, чем ваше присутствие во время боя.

 

Позиционирование играет важную роль для саппорта в середине и конце игры. В начале сражений, когда у вас недостаточно золота и мало артефактов, выбор позиции особенно важен. Большинство саппортов отличаются слабой выживаемостью, поэтому неправильное положение может обернуться гибелью. Быстрое устранение саппорта в начале боя выгодно команде, так как это занимает мало времени и дает численное преимущество. Лучше всего выбрать защитную позицию позади союзников и действовать согласно их действиям.

 

Однако не стоит стоять в стороне. Необходимо быть близко к союзникам, но не на передней линии. Расстояние до врага зависит от вашего героя. Некоторые саппорты начинают битву в лесу, ждут момента, чтобы ворваться в бой с помощью Blink Dagger и изменить ход событий. Главное – вам нужно избегать фокусировки врагов на себе в самом начале и избежать скорой смерти. Наличие артефактов также играет роль при выборе позиции. Если у вас есть предметы на мобильность или защиту (например, Force Staff или Ghost Scepter), вы можете действовать более агрессивно и попытаться привлечь врагов на себя, чтобы создать время для своих союзников. Следует отметить, что некоторые саппорты обладают высокой выживаемостью и даже могут инициировать бой. При этом не страшно, если вы умираете первым, достаточно, чтобы вы держались долго и за это время ваш керри сможет устранить нескольких врагов.

 

Саппорту необходимо прежде всего сохранить жизнь керри. Если вы видите, что ваша смерть может спасти керри, то воспользуйтесь такой возможностью и пожертвуйте собой. Если саппорт выживает, а керри умирает, то вероятность проигрыша боя высока, так как вы не сможете сделать ничего значимого. Вам нужно стремиться не умереть в первые секунды боя, но при этом обеспечить керри удобную позицию для нанесения урона.

 

Большинство саппортов в середине и конце игры должны передвигаться вместе с командой. Вы следуете за основной группой и помогаете союзникам. Исключением являются ситуации, когда ваша команда нуждается в антипуше, и тогда вы можете телепортироваться к союзной башне для ее защиты от вражеских крипов. Подробнее о ролях каждого саппорта на этом этапе игры можно найти в руководствах по героям.

 

Фарм не является приоритетной задачей для саппорта, но вы должны искать возможности для заработка золота. Вы можете немного подфармить лес или убить несколько крипов на линии. Если вам нужно немного золота, чтобы собрать ключевой предмет (например, Mekansm), то не страшно отойти от команды на небольшое время или попросить союзника оставить несколько крипов для вас. Артефакты также важны для саппорта, просто вам приходится довольствоваться тем, что оставляют вам союзники.

 

Роль саппорта является самой сложной и ответственной в Dota 2, поэтому играть за него нужно с умом. Будьте готовы купить курьера и варды на старте, но это только начало. Одной из проблем саппорта является зависимость от игры своей команды. Если ваш керри не справляется на линии, то вы уже не можете помочь. Однако саппорт может существенно повлиять на результат матча, если принимает правильные решения и быстро анализирует ситуацию на карте.