Линии в Дота 2 – какие есть, гайд, как играть
В популярной многопользовательской онлайн-игре Dota 2, как и во многих других играх жанра MOBA, существуют три основных направления – так называемые линии. Именно по этим линиям двигаются крипы, а находящиеся на них башни играют важную роль: их необходимо уничтожить для дальнейшего разрушения главного строения противника и выигрыша матча.
Линии являются основным источником золота и опыта, а по ним происходит множество сражений. В команде своей команды, состоящей из 5 героев, необходимо очень аккуратно распределить их по линиям и, возможно, получить преимущество путем грамотной тактической расстановки. Разумеется, для выбора правильной линии необходимо понимать все плюсы и минусы каждой линии и знать, какие герои подходят для каждой позиции.
Общая информация
Важно осознавать, что правильное размещение сил на начальном этапе игры является определяющим фактором для всей последующей игры. Если, допустим, ваша команда терпит поражение на всех трех линиях, то исправить эту ситуацию будет практически невозможно, и в конечном итоге вы просто проиграете партию. Очень часто используется понятие “выиграть” или “проиграть” линию. Для начала разберемся, что это означает. Выиграть линию – это означает, что на начальном этапе игры вы сумели получить больше золота и опыта. Это достигается разными способами.
Первый способ – убийство врагов. Этот способ является самым сложным и зависит от множества факторов. Конечно, убив вражеского героя, вы получаете преимущество, так как моментально получаете золото и опыт, а противник тратит время на возвращение на линию и соответственно теряет возможность фарма и часть накопленного золота. Однако, как уже было сказано ранее, это не всегда возможно.
Второй способ – зонирование (зонинг). Зонирование происходит, когда вы постоянно атакуете врага таким образом, что ему приходится отступать назад на такое расстояние (1200), что он не только не может добивать крипов, но еще и не получает опыта. При этом вы продолжаете фармить и добивать всех крипов. Таким образом создается большая разница в фарме, и враг, в конечном итоге, будет вынужден уйти с линии или просить помощи у союзников, иначе он просто теряет время и ничего не получает.
Третий способ – доминирование в добивании крипов. Конечно, не все герои способны убивать или эффективно харасить врага, но зато они могут очень хорошо добивать чужих и своих крипов. Например, герои, такие как Outworld Devourer, Templar Assassin или Invoker, могут наносить минимальный урон врагу на линии, но в итоге выигрывать линию благодаря более эффективному фарму. Другими словами, подобные герои максимально хорошо добивают всех крипов на линии, включая своих, и тем самым не дают нормально фармить врагу.
Четвертый способ – срывание фарма врага. Бывают ситуации, когда вы находитесь в невыгодном положении и в принципе нет возможности нормально фармить. Например, такая ситуация может возникнуть на сложной линии. Лучшее, что можно сделать в таком случае – это максимально помешать фарму врага. Можно пытаться добивать своих крипов или вынуждать врагов нападать на вас, но при этом ни в коем случае не умирать. Тратя время на безуспешные атаки, враг в любом случае будет пропускать крипов и фармить меньше. В это время на другой линии, например, на легкой, ваши союзники будут иметь численное преимущество, и возможно противник на их линии не будет столь активным. Таким образом, вы, в свою очередь, выигрываете линию. Да, враг фармит больше вас на линии, но не больше, чем ваш керри-герой на другой линии. Таким образом, вы создаете разрыв в фарме между вражеским керри-героем и союзным керри на другой линии.
Теперь давайте более подробно рассмотрим каждую линию и распределение сил и героев.
Центральная линия (Middle)
Центральная линия обладает выгодным стратегическим положением. Это связано с тем, что герой, размещенный на центральной линии, легко может проникнуть на любую из боковых линий и неожиданно напасть на врагов. Кроме того, стоит отметить, что вражеские герои, расположенные на боковых линиях, обязательно будут иметь в виду возможность атаковать центральную линию, так как она ближайшая к ним.
Тем не менее, центральная линия является наиболее безопасной, так как вы находитесь в непосредственной близости от вашей башни и можете быстро до нее добежать. Кроме того, герой, находящийся на центральной линии, может эффективно использовать руны, которые появляются на воде. При правильном использовании рун, можно получить значительное преимущество и они могут повлиять на результат сражения с врагами.
Корректная установка вардов (observer ward) вблизи центральной линии значительно помогает контролировать ситуацию на всей карте, поскольку враги очень часто перемещаются именно через центр. Варды могут спастись мидеру, обеспечив возможность более эффективного контроля над рунами.
Именно по этой причине на начальном этапе игры варды часто устанавливаются рядом с рунами и, соответственно, в центре. В обычном случае на центральной линии находится один герой, но также может быть и другие варианты. В следующем разделе мы рассмотрим все возможные варианты построения линий.
Solo Mid (соло 1 на 1)
Учитывая то, что соло линия является относительно безопасной и позволяет герою длительное время оставаться на ней без дополнительных движений, на эту линию можно поставить героя, который будет иметь хороший потенциал после начального этапа игры. То есть на центральную линию лучше всего подходят герои, которым необходимо фармить и получать опыт в самом начале для того, чтобы позднее доминировать на карте за счет гангов или эффективного участия в командных сражениях.
Естественно, на центральную линию стоит выбирать героев, способных не только противостоять врагу, но и выигрывать линию. Даже если у героя не самая высокая подвижность или отсутствуют способности для побега, он все равно может продержаться на центре. Главное при этом – активно следить за картой и в случае опасности быстро отступать к своей башне. Вашим союзникам также может прийти на помощь использование телепортации к башне на центральной линии и защита вас.
Подытоживая все вышесказанное, на центральную линию в соло подходят герои, которые могут получить преимущество за счет начального фарма и успешно справляются с ситуациями 1 на 1. Часто такими героями выступают различные полу-керри.
Dual Mid (2 на 2 или 2 на 1)
В целом тактика дабл мида, то есть когда два союзных героя стоят на центре встречается нечасто, однако это вовсе не означает, что тактика плохая. Обычно тактика дуал линии используется в случае, если ваша цель – взять инициативу в свои руки и не дать врагу нормально фармить. Хотя враг будет получать опыт, при правильном контроле линии вы можете даже лишить врага возможности фармить.
Допустим, если вы возьмете двух адекватных героев на центр против Shadow Fiend, вы можете полностью ограничить его фарм и затруднить врагу компенсировать его отставание в развитии. Разумеется, для данной тактики необходима хорошая комбинация героев, где один из них является основным фармером, а второй (скорее всего саппорт) помогает ему в убийствах и зонировании врага. Отличным комбо могут быть, например, следующие герои:
– Kunkka + Shadow Demon
– Chaos Knight + Io
– Sven + Leshrac
Легкая линия (Easy)
Легкая линия – это направление, которое граничит с вашим лесом. Ее особенностью является то, что она воспринимается по-разному командами света и тьмы. Для команды света (начинающей в левом нижнем углу) легкой линией будет нижняя, а для команды тьмы (начинающей в правом верхнем углу) – верхняя. Из названия уже можно понять, что легкая линия – самое безопасное направление. Это связано с тем, что противники, желая устроить вам внезапное нападение, столкнутся с определенными препятствиями. Они должны пройти через ваш лес, и, скорее всего, вы заметите их находку благодаря установленным вардам.
Легкая линия идеально подходит для размещения героя, который нуждается в начальной ферме (например, керри). Это также удобно тем, что благодаря лесу вы можете постоянно приманивать нейтральных монстров и таким образом мешать фарму врага, вынуждая его отступать от своей башни или оставаться на расстоянии и не получать даже опыта.
Solo Safe Lane (соло)
Под определением “соло безопасная линия” подразумевается ситуация, когда ваш герой сталкивается один на один с противником на линии. Хотя такое положение редко встречается, оно может быть чрезвычайно эффективным. В большинстве случаев на “соло безопасную линию” идет керри-герой, который нуждается в большом количестве фарма золота и опыта, и который имеет все шансы победить в линии. Если ваш керри-герой может противостоять врагу и уверенно контролировать линию, не давая противнику возможность эффективно фармить, то в итоге это принесет вам огромную выгоду. Ваши союзники будут получать уровни гораздо быстрее, а свободные игроки могут помогать на других линиях вместо того, чтобы охранять керри. Однако, не каждый керри подойдет под такую ситуацию. Лучше всего выбрать героя, который хорошо контролирует линию и способен масштабироваться благодаря артефактам и прокачке уровня.
Dual Safe Lane
Данное формирование линии является одним из наиболее распространенных в пабах. Естественно, под “легкой линией” обычно подразумевается силовой керри, которому прилагается саппорт, прилагающий все усилия, чтобы помочь своему союзнику. Обычно в такой ситуации два героя на легкой линии выступают против одного героя на сложной линии. Вторичный саппорт в этом случае может не только находиться на линии и помогать своему керри, но также делать отводы нейтральных монстров и таким образом принуждать врага вести битву вблизи вашей башни. Таким образом, можно создать очень выгодные условия для керри, минимизируя его риски. Кроме того, противник постоянно будет сталкиваться с проблемой получения меньшего количества фарма, а в конечном итоге керри может даже опередить его по уровню. Если саппорту и керри удастся сформировать хорошую комбинацию и они смогут убивать врага на линии, то это, конечно, будет замечательно, однако это не является обязательным. Иногда достаточно просто преследовать врага и ограничивать его доступ к крипам, а также хорошо фармить.
На самом деле, возможных комбинаций героев может быть огромное количество. Внизу приведены несколько вариантов, в которых герои прекрасно дополняют друг друга, и вы можете извлечь выгоду от их присутствия на одной линии.
- Снайпер + Трент-защитник
- Дракон-рыцарь + Лесрак
- Нага сирена + Даззл
Triple Safe Lane (Защитная линия)
Под термином “трижды безопасная линия” понимается ситуация, когда три вашего героя стоят против одного на одной линии. Такая стратегия очень популярна среди профессиональных игроков. Факт в том, что на такой линии три героя могут полностью контролировать ситуацию и враг будет получать минимум фарма. Обычно на такую линию отправляется мощный герой-носитель, который легко и безопасно убивает всех крипов, а два поддержки союзников охраняют его. Желательно, чтобы все три героя хорошо дополняли друг друга. Если, например, противник подойдет слишком близко, атака одного из поддержек может плавно перейти в сильную комбинацию, способную легко убить противника. Таким образом, создается ситуация, в которой враг не может даже приблизиться, потому что любая малейшая ошибка обойдется ему жизнью.
Такая стратегия имеет еще одно преимущество – на линии может оставаться только одна поддержка для защиты, а вторая может активно использовать лесные крипы, чтобы получить дополнительный фарм золота и опыта. Если вы видите, что враг спугнут и не подходит слишком близко, то одна из поддержек может уйти в лес и фармить. Также возможен вариант, когда оба поддержеки начнут активно фармить лес. При этом враг всё равно не сможет полноценно оставаться на линии, так как в любой момент вы можете вернуться из леса и убить его. Получив дополнительный фарм в лесу и обеспечив хороший старт для героя-носителя, поддержки впоследствии могут и вовсе уйти с линии, так как герой-носитель уже будет способен самостоятельно справиться с противником.
Подведя итог, мы получаем мощного героя-носителя, который свободно фармил весь начало игры, и как минимум одну поддержку, которая нафармила что-то в лесу и теперь может эффективно перемещаться между линиями и помогать другим союзникам. Ниже приведены несколько примеров эффективных комбинаций из трех героев для легкой линии.
– Faceless Void + Jakiro + Witch Doctor
– Spectre + Nyx Assassin + Ancient Apparition
– Tiny + Io + Tidehunter
– Naga Siren + Dazzle + Leshrac
Сложная линия (Hard)
Сложным направлением называется участок, по соседству с вражеским лесом. В случае команды света, которая начинает игру в левом нижнем углу, это будет верхняя линия, а для команды тьмы, стартующей в правом верхнем углу, соответственно, также верхняя линия. Но сложная линия получила своё название не просто так. Это связано с тем, что в данной позиции вам не предоставляется возможность фармить лес или отправляться в другие участки карты, оставляя линию пустую. Вам приходится ограничиться только опытом и золотом, которые доступны на этой линии. Кроме того, стоять в отдалении от собственной башни на сложной линии очень опасно, так как противникам открываются множество вариантов напасть на вас сзади и быстро устранить. Часто герои, отправляясь на сложную линию, не рассчитывают на большое количество золота, а довольствуются только получением опыта.
Solo Offlane (соло сложная линия)
Обычно в серьезных играх используется такое построение линии. Одиночный герой ставится на линию, чтобы противостоять 2-3 вражеским героям. Это позволяет организовать триплу на легкой линии или дает возможность леснику успешно фармить в начале игры. Обычно на сложную линию отправляют героя, у которого есть возможность быстро отступить и не умереть от врага. Также возможны варианты с героями, обладающими повышенной выживаемостью. Если вы один против двух-трех героев, то не следует рассчитывать на фарм золота. Просто стойте на расстоянии (1200) от крипов и получайте опыт. К слову, на сложную линию часто отправляют героя, который не сильно зависит от фарма, но нуждается в определенном уровне, чтобы начать активные действия на карте. Если же против вас на сложной линии стоит всего один противник, тогда можно рассчитывать на какой-то фарм.
Dual Offlane
Использование двух героев в пабах и профессиональных играх возникает реже, нежели другие стратегические решения. Важно понимать, что занимать сложную позицию на линии не столь выгодно, как контратаковать противников и постоянно подвергать себя опасности гангов. Следовательно, не следует выбирать наугад партнера для сложной линии. Лучше всего использовать достаточно живучих героев, способных образовать эффективные комбинации. Один из героев станет ответственным за фарм и уничтожение крипов, в то время как второй (чаще всего саппорт) должен охранять своего союзника и, при необходимости, помогать убить врагов. Вот несколько вариантов сочетания героев, идеально подходящих для сложной линии:
- Centaur Warrunner + Visage.
- Juggernaut + Venomancer.
- Dark Seer + Clockwerk.
Triple Offlane (Наступательная линия)
Обычно такое расположение линий в пабах встречается довольно редко, но его часто используют в более серьезных профессиональных играх. Основная идея заключается в создании двух соло линий для двух героев, которые могут безопасно фармить в начале игры. На сложной линии обычно формируется трипла из мощных героев, хорошо совместимых друг с другом, способных быстро убивать врагов. Это позволяет оказывать давление на противников в начале игры, особенно если они тоже на сложной линии. Именно здесь происходят основные схватки в первые минуты игры. Выбор героев следует осуществлять таким образом, чтобы они были способны активно убивать противников.
Пассивное фармирование на сложной линии не эффективно, так как враги могут просто уклоняться от столкновения, что приведет к отставанию в фарме и, в конечном итоге, к проигрышу линии. Другими словами, необходимо создать комбинацию из трех агрессивных героев. От результатов игры вашей сложной линии будет зависеть весь дальнейший ход матча. Ниже предлагаю вам несколько вариантов трипл для сложной линии:
– Lifestealer + Leshrac + Keeper of the Light
– Juggernaut + Venomancer + Crystal Maiden
Лес (Jungle)
Хотя лес не может рассматриваться как полноценная линия, всегда стоит учитывать возможность фарма в лесу при разработке игровой стратегии. В Dota 2 существует целый ряд героев, которые могут очень эффективно фармить в лесу и, в результате, обеспечить вашу команду полноценным героем, набравшим такое количество опыта и золота, как будто он играл на соло-линии. Важно также понимать, что лес располагается между двумя линиями, и враг не сможет постоянно контролировать передвижение игрока, фармящего в лесу. Таким образом, игрок в лесу может создавать благоприятные ситуации для убийства врага, осуществлять неожиданные ганги.
Стоит знать, что наличие игрока в лесу автоматически приводит к численному преимуществу врага на одной из линий, и ваши союзники могут столкнуться с трудностями. Поэтому необходимо строить линии таким образом, чтобы учитывать, что одна из них может немного пострадать, но не быть проигранной сразу же. Другими словами, наличие игрока в лесу не должно приводить к тому, что в самые первые минуты игры одна из линий быстро проседает, а враг получает значительное преимущество по золоту.